DiffGeom Logo
 
О кафедре
История кафедры
Фотоальбом
Сотрудники
Наши студенты
Наши магистранты
Наши аспиранты
Научная работа
Научные достижения
Лаборатория компьютерных методов
Digital Vision Laboratory
Проекты при поддержке РНФ
Где работают наши выпускники
Международные и внутри-российские связи кафедры
Публикации
Наши книги
Наши статьи
Диссертации
Работы студентов
Студентам
Спецкурсы
Спецсеминары
Учебные материалы
Видеолекции
Задачи для исследования
Олимпиада кафедры
Наглядная и компью­терная геометрия и топология
Геометрические сюжеты
Энциклопедические статьи
Задать вопрос


КАЖДАЯ ИСТОРИЯ ЖЕЛАЕТ БЫТЬ РАССКАЗАННОЙ. МОЙ ПУТЬ: ДОНЕЦК, МАГАДАН, ЛУГАНСК, МОСКВА

ОГЛАВЛЕНИЕ

   Введение
   Глава 1. Мой папа: Фоменко Тимофей Григорьевич (1910-1992). Фрагменты его воспоминаний "У Подножья". История моего рода.
   Глава 2. Моя мама: Фоменко (Маркова) Валентина Поликарповна (1918-2009). Фрагменты ее "Воспоминаний".
   Глава 3. А теперь рассказывает Анатолий Фоменко.
   Приложение 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КЛУБА "ВЕАФ-ТОПАЗ" МЕХМАТА МГУ.
   Приложение 2. Персональный состав комиссии РАН по борьбе с лженаукой.

Глава 2.
МОЯ МАМА: ФОМЕНКО (МАРКОВА) ВАЛЕНТИНА ПОЛИКАРПОВНА (1918-2009).
ФРАГМЕНТЫ ЕЕ "ВОСПОМИНАНИЙ".

1. МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ.

Мама родилась 31 декабря, во вторник, 1918 года, в Донецке, в поселке Рутченково, в русской семье. Ее отец, Поликарп Федосеевич Марков, был простым рабочим, прекрасным отцом и гостеприимным человеком. Родом из Орловской области. См. рис.2.1, рис.2.2.

Рис.2.1. Марков Поликарп Федосеевич (1878-1959) и его жена Романова Ефросинья Андреевна (1884-1969) - родители Валентины Поликарповны Марковой (Фоменко) (1918-2009).

Рис.2.2. Марков Поликарп Федосеевич, отец Валентины Поликарповны Марковой (Фоменко), мой дед.

Мой пра-дед по линии мамы, а по всей вероятности, и пра-пра-дед, жили в Орле, который в то время был еще пограничной крепостью. Потом Орел стал центром провинции, а впоследствии и центром губернии. Но потом большая часть Орла была сожжена. Потомки моего пра-пра-деда переехали в деревню Сомово. Деревня - небольшая, расположена недалеко от города Колпны, рядом с речкой Сосна. В этой деревне и жили родители моего деда. Были они крестьяне. Где-то в 1892 году во время эпидемии холеры они умерли. Марфуша, старшая сестра Поликарпа, в то время была уже замужем и жила на берегу Азовского моря, в городе Бердянске. И вот в возрасте четырнадцати лет Поликарп переезжает к сестре. Жил он у нее года четыре и работал в поместье француза садовником. У француза была большая виноградная плантация. Как-то мой дед узнал, что в Рутченково живут его земляки, и он пешком ушел из Бердянска в Донбасс на заработки и остался в Рутченково на всю жизнь.

В деревне Сомово жила многочисленная родня деда. Один из родственников в годы Великой Отечественной войны дослужился до генерала. Первое время в Рутченково мой дед работал каменщиком, а потом устроился на шахте кладовщиком. Всю свою жизнь он проработал в этой должности, вплоть до ухода на пенсию. Последним местом его работы была техническая база при тресте "Рутченковуголь", рис.2.3.

Рис.2.3. Автобиография П.Ф. Маркова, отца Валентины Марковой (Фоменко), моего деда. Написана в 1944 году.

Моя бабушка - Ефросинья Андреевна, девичья фамилия - Романова, рис.2.1, была женщина хрупкого телосложения, с улыбающимися глазами и с длинной пышной косой, которая до преклонных лет оставалась густой и тяжелой. Она имела чуткую душу и добрый характер. Ее родители родом из Смоленска.

Моя мама пишет: «Среда, в которой я росла и воспитывалась, была самой обыкновенной, родители были люди с малым достатком, и надо было обладать неиссякаемой энергией и упорством, чтобы стремиться дать своим детям, а их было пять человек, образование, хотя сами окончили только начальную школу. И это стремление мои родители рассматривали как цель своей жизни. Все дети получили среднее образование, а старший брат и я, младшая (как в шутку любил называть меня отец "поскребыш"), - высшее. Брат Николай окончил Днепропетровский горный институт, а я - Донецкий педагогический. Сестры Клава и Аня, и брат Ерик учиться дальше не захотели, а устроились на работу...

Мама (моя бабушка – Авт.) окончила всего четыре класса, но любила читать и была начитанной, поэтому у нее рано сложилось свое мнение о религии и о Боге. В детстве она верила в Бога, а потом пришла к мысли, что Бога нет, а религия - фальшивая и стала относиться к ней и ее предрассудкам с безразличием, хотя и воспитывалась верующими родителями. Они пешком ходили на богомолье в город Киев, Новый Афон, где видели знаменитый монастырь, названный тоже Новым Афоном. Побывали они, якобы, и в Иерусалиме. Мама рассказывала, что ее родители, когда возвращались из далекого путешествия, с восторгом говорили о том, что они видели, как были удивлены тому, как много людей ходит к "Гробу Господнему" и "священному холму"...

Мама (моя бабушка - Авт.) смотрела на все это с грустью, правда, агитацией она не занималась, но разъяренные женщины несколько раз чуть не избили ее за упорное отрицание существования Бога. И нас в церковь не водили и Богу мы не молились. Несмотря на такое отношение к религии, Библию и Евангелие мама читала, любила, но воспринимала их как сборники мифов и древних легенд. Многое из этих книг знала наизусть. Часто увлекательно рассказывала нам о Ное, Соломоне, о Потопе и об Адаме и Еве. Много пересказывала интересных эпизодов из романов, повестей и истории. Папа не читал Библию, но знал понаслышке от мамы, о чем идет речь в Святом Писании. Он любил читать». (Конец цитаты).

2. ШКОЛА, ИНСТИТУТ.

И далее мама пишет: «Училась я хорошо, была исполнительной и послушной (рис.2.4, на рис.2.5 показана фотография ее школы - Авт.). Выполняла все поручения учителей: заполняла журналы и табели, рисовала стенгазеты и раскрашивала географические карты, даже славилась этим в школе. Мои тетради часто выставлялись на школьных выставках. Любимым предметом была математика, в классе я быстрее других решала задачи. Боре Сенюте и мне учитель математики Апполинарий Николаевич поручал вести кружок по геометрии и заниматься с отстающими. А так как геометрию я очень любила, то и поручения с Борей мы выполняли с большим желанием. Математика нравилась мне тем, что она не допускает притворства и неопределенности...

Рис.2.4. Валентина Маркова (в центре) в возрасте 14 лет. 1933 год, 5ноября. Рутченково, г.Сталино (Донецк).

Рис.2.5. Образцовая п/средняя школа номер 1, где училась моя мама с первого по восьмой классы. Фотография сделана 1 января 1935 года.

После окончания десятилетки (рис.2.6, рис.2.7, рис.2.8 - Авт.) мечтала и посылала документы в Московский архитектурный институт, но из-за слабого зрения документы мне вернули... Папе хотелось, чтобы я училась на врача. Я решила исполнить его желание и поехала с Ириной Белевцовой в Ростов-на-Дону сдавать экзамены в медицинский институт. Приехали. Сдали в комиссию документы. Начались экзамены. Первый экзамен - русская литература, сочинение по роману М.Шолохова "Поднятая целина". Написали. Через день пришли узнать результаты, списков еще не было. Мы остановились недалеко от деканата и собираемся ждать. Через некоторое время из комнаты выходит девушка и, подойдя к нам, ожидающим, говорит: "Есть среди вас Валентина Маркова?" Я подошла к ней. "Директор просит вас зайти к нему в кабинет".

Рис.2.6. Десятый класс, в котором училась Валентина Маркова. Она – во втором ряду, третья справа. 1938 год, Рутченково, г.Сталино (Донецк).

Рис.2.7. Три подруги: Валентина Маркова (справа внизу), В.Захарова, В Мезина. 1940 год. Рутченково,г.Сталино. Здесь маме 22 года.

Рис.2.8. Валентина Маркова. 18 января 1939 года. Рутченково, г. Сталино (Донецк).

Я посмотрела на Ирину, растерялась, но почему-то не волновалась, хотя и было что-то необычное в этой просьбе. Я вошла в приемную. Секретарь разговаривала сразу по двум телефонам. Я даже немного приостановилась, так как видела такое впервые и была удивлена. И пока она откладывала трубки, я боком и незаметно проскользнула в кабинет... В кабинете директора не оказалось... Через несколько минут дверь со скрипом распахнулась, и в кабинет вошел директор, уже не молодой мужчина, с пухлой папкой в руках. "Здравствуйте!" - произнесла я, а он, остановившись возле меня, спросил: "Вы Маркова?" - "Да!" - "Присядьте!" Сам сел напротив и стал рыться в бумагах... Честно говоря, эти приготовления и медлительность мне не понравились, я насторожилась... и еле слышно рассказывала о себе. Найдя, что ему было нужно, он взглянул на меня и сказал: "Вот отрывок из вашего сочинения, который я сам сейчас прочту, постарайтесь вникнуть, будьте внимательны и, если обнаружите ошибку, остановите меня. Хорошо?"

Он начинает читать. Сосредоточенно прислушиваюсь, боясь пропустить хоть слово. И вдруг слышу: "Меня послала к вам, - говорит Семен Давыдов, - партия и рабочий класс, чтобы помочь организовать вам колхоз. Только в колхозе крестьянству спасение, он поможет установить бедность в деревне".

Что такое? Конечно описка!... Но как она исказила смысл предложения. Как только я услышала последние слова и овладела голосом, остановила директора, сказала: - В только что прочитанном предложении я допустила описку, вместо нужного слова "устранить", написала слово "установить". А сама так разволновалась, что никак не могу восстановить в памяти смысл прочитанного. Директор принялся меня утешать, а сам спрашивает: "Почему же вы все-таки так написали?"

Я была в каком-то тумане и машинально чуть слышно промолвила: - Не знаю, почему так получилось. Наверное, по плохому подбору слов, созвучие привело к описке...

Директор молчал... Посмотрев на меня и свернув несколько раз листы сочинения, директор чистосердечно сказал мне: "Дело серьезное, и чтобы не было осложнений, я ваше сочинение никому не покажу, а вам советую сегодня же забрать документы и уехать домой"». (Конец цитаты).

Время тогда было суровое.

Мама вернулась в Рутченково. В это время в городе открылся учительский институт, с двумя факультетами: историческим и филологическим. Мама подала документы, успешно сдала экзамены и стала студенткой филологического факультета учительского института.

Проучившись год, она решила перевестись в педагогический. Просьбу удовлетворили при условии, что она досдаст два предмета, которые не слушала в первом учебном году. Успешно сдала и была переведена. Маме нравилась литература, она очень много читала.

3. ВОЙНА.

Через четыре года, весной 1941 года, мама успешно закончила институт. Это был первый выпуск литературного факультета Сталинского государственного Педагогического Института, рис.2.9, рис.2.10, рис.2.11, рис.2.12, рис.2.13.

Рис.2.9. В.П. Фоменко. Май 1941 г. Окончила институт.

Рис.2.10. В.П. Фоменко.

Рис.2.10. Первый выпуск литературного факультета Сталинского государственного педагогического института: 1937-1941 годы. Валентина Марковат - в самом верхнем ряду, вторая справа от центра.

Рис.2.12. Валентина Маркова со своими сокурсниками по литературному институту (в первом ряду, сидит первая слева). Город Сталино (Донецк).

Это было очень тяжелое для страны время. В том же году и в том же месяце - в июне 1941 года - началась Великая Отечественная война.

Как только студенты получили дипломы и направления на работу, их всех тут же отправили в колхоз на уборку урожая. Ходили за комбайном и собирали колоски, молотили и веяли зерно на току. А по ночам дежурили возле элеватора, на случай, если немцы сбросят зажигательную бомбу. Самолеты немцев уже прорывались и сбрасывали бомбы на территории Сталинской области.

Вскоре началась эвакуация. Выехать из Рутченково мама не смогла. Дело было так. Её брат Ерик обещал заехать и забрать Валю с собой, но почему-то не заехал и даже не забежал попрощаться. Хотя его машина проехала мимо маминого дома! На виду у родных. Почему брат не заехал, мама так и не узнала. А идти в неизвестность и пешком было поздно. Через несколько дней в город вошли немцы.

Рис.2.13. В.П.Маркова. 1943 год, г.Сталино.

Ночью в дом постучали. Вошел немецкий офицер с денщиком, осмотрел помещение и выбрал его себе в качестве жилья. Началась жизнь в одном доме с оккупантами.

Как уже рассказывал мой отец, см. главу 1 настоящей книги, маме чудом удалось избежать гибели, когда мой дед не пустил ее, вместе с подругами, относить вещи и еду для наших военнопленных. Мама осталась дома, а подруги пошли. Были арестованы и расстреляны. Для мамы это был страшный удар.

В 1943 году мама познакомилась с моим отцом - Тимофеем Григорьевичем. Он сразу понравился родителям мамы. Она пишет: «Соседи, узнав, что Тима бывает у нас в доме, спешили сообщить папе: «Тимофей Григорьевич очень хороший человек, на работе к нему относятся с большим уважением, пользуется авторитетом и имеет печатные труды». Он позже приносил и показывал свою статью, напечатанную в журнале. И радостный огонек блестел в глазах моего отца: он был рад, что не ошибся. Тима продолжал ходить к нам и всё чаще и чаще». (Конец цитаты).

Вскоре они поженились. Было это 31 декабря 1943 года.

Жили они душа в душу, счастливо. Никогда между ними не было разлада, конфликтов. Ни разу. Мне повезло, что я рос в такой атмосфере любви, уважения и невероятного трудолюбия. На рис.2.14, рис.2.15, рис.2.16, рис.2.17, рис.2.18 приведены фотографии из этого периода жизни нашей семьи.

Рис.2.14. Т.Г.Фоменко с трехмесячным сыном Толей, 1945 год, г.Сталино (Донецк).

Рис.2.15. Толя Фоменко в возрасте двух лет (1947 год, г.Сталино).

Рис.2.16. Т.Г.Фоменко. Рутченково, г.Сталино (Донецк).

Рис.2.17. Т.Г. Фоменко. Рутченково, г.Сталино. 1939 год.

Рис.2.18. В.П.Фоменко с сыном Толей. Поселок Рутченково, пригород г.Донецка. Примерно 1947 год.

4. ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕ ВОЙНЫ, ВЫНУЖДЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В МАГАДАН.

Об этом времени вкратце уже рассказано выше, в главе 1. Добавлю лишь несколько штрихов из Воспоминаний Валентины Поликарповны. Итак, мы оказываемся на Дальнем Востоке, на берегу сурового Охотского моря.

Мама писала: «В начале 1953 года нам (в Магадане – Авт.) дали другую квартиру, ближе к месту работы Тимы. Но прежде, чем мы переехали в город, мне хочется вспомнить один эпизод, который произошел в магазине Нагаево.

От дома, где мы жили, начинался крутой спуск к небольшой равнине у берега моря, там был магазин. И вот однажды мы с Толюшкой спускались со склона горы по тропинке, которая вела к магазину, и перегнали двух мужчин, медленно шедших в том же направлении. Они с улыбкой пропустили нас вперед, сказав какие-то слова малышу. В магазине, купив что-то, я развернула газету на подоконнике и, положив на нее покупку, собираясь завернуть. Вдруг кто-то прикоснулся к моему плечу. Я обернулась. Смотрю, рядом со мной, по сторонам стоят двое мужчин в милицейской форме. Я удивилась, но не растерялась, как это обычно бывает, когда тебя вдруг остановит милиционер, и чуть не улыбнулась, считая, что мы как бы уже знакомы, узнав в них нами перегнанных мужчин? Но один из них смотрит на меня злыми глазами и грубым голосом говорит: "Гражданка, вы думаете о том, что делаете?"

Не понимая, о чем идет речь, уже с испугом смотрю на них и неведомая сила заставляет волноваться? В первую минуту как-то не знаешь, что следует говорить, спрашиваю: "Не понимаю вас?" - "Поймете! Надо смотреть, во что заворачивать. На газете портрет вождя. Надо быть внимательной, гражданка. Следующий раз смотрите!"

Боже мой! Кровь бросилась мне в голову и охваченная уже почти забытым страхом, молча взяла газету свернула и положила в сумку, а рядом - не завернутую покупку. Поспешно взяла малыша за руку и поспешила покинуть магазин. Всю обратную дорогу шла, тревожно озираясь по сторонам: нет ли за нами людей в военной форме. До сих пор не могу завернуть что-либо в газету, на которой есть портрет. Не потому, что я боюсь, нет! Такие газеты стали вызывать во мне условный рефлекс, перешедший в безусловный». (Конец цитаты).

Время тогда тоже было суровое.

Однажды отец привез мне из командировки живых рыбок для аквариума. Мама пишет: «Однако увлечение рыбками скоро было забыто, так как он полностью отдался заботам о кроликах и белых мышах в Доме пионеров. Животные завладели его вниманием, и он с большим усердием и любовью за ними ухаживал, строил кормушки, кормил. Аквариум утешал теперь нас. Руководительница Ольга Николаевна Пиккель заметила, что Толюшка неплохо рисует, предложила ему нарисовать на картонных листах, довольно большого формата, цветными карандашами овощи, грибы, фрукты, а потом множество бабочек, жуков, насекомых и большое количество представителей пернатого мира. Своими ручонками он нарисовал, кроме всего этого, немало стенных газет для живого уголка. Рисунки были отправлены на выставку в Москву в павильон "Юннатов" при ВДНХ. Все это обогащало впечатление, знание прививало любовь к природе. Толюшка вылепил из пластилина многих зверей и птиц, обитающих на Крайнем Севере, раскрасил их масляными красками, покрыл лаком, подобрал и сделал растительность, папа заказал подставку в виде неглубокого ящика прямоугольной формы. В этом ящике-подставке Толик сделал макет природы и животного мира края. И он тоже был выставлен на ВДНХ, в павильоне "Юннатов", в Москве. За рисунки и макеты Толюшка получил наградные медали выставки (было сделано два макета). Толик был участником радио-конкурса юных математиков, который проводила Магаданская "Пионерская зорька" и завоевал первый приз за правильные, хорошо оформленные и раньше всех присланные, решения математических задач». (Конец цитаты).

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА УКРАИНУ, В ЛУГАНСК.

Воспоминания мамы охватывают нашу магаданскую жизнь и самое первое время возвращения на Украину, в Луганск. Здесь ее Воспоминания обрываются. Почему-то мама больше ничего не написала. А я, к сожалению, не настоял на продолжении. Вообще, в последние годы, когда мама уже жила с нами в Москве, после смерти отца, она очень грустила, молчала и много читала. Однажды подошла, обняла, прижалась ко мне и сказала: "Как быстро жизнь прошла". Эта простая фраза и то, как это было сказано, глубоко врезалось мне в память.

Мама вложила в меня всё, что имела, всю свою душу. Как только я родился, она оставила работу и полностью отдала себя семье. Мама любила геометрию - я стал специалистом по современной геометрии. Мама любила рисовать, рис.2.19, - я тоже стал рисовать. Мама и папа любили читать и писать - у меня тоже возникла такая потребность. Мама любила музыку - я тоже. Мама и папа не любили спорить - я также уклоняюсь от дискуссий.

Рис.2.19. Одна из многочисленных прекрасных вышивок В.П.Фоменко. Сохранилась только эта. Надо сказать, что В.П.Фоменко очень хорошо рисовала и это увлечение передала А.Т.Фоменко.

На рис.2.20 показана фотография лета 1953 года, на которой - родственники мамы.

Рис.2.20. Родственники моей мамы - Валентины Поликарповны Фоменко. Фотография 1953 года. Сидят слева направо: Берзина (Маркова) Анна Поликарповна (сестра В.П. Фоменко); Маркова (Зорина) Вера Алексеевна (жена Николая Ипполитовича (Поликарповича)); девочка Мила - внучка Георгия Поликарповича (брата В.П. Фоменко); мальчик Алексей - сын Николая Маркова; девочка Надя - внучка Георгия Поликарповича; Маркова Надежда Ивановна (жена Георгия Поликарповича); Манекина (Маркова) Клавдия Поликарповна (сестра В.П. Фоменко). Стоят слева направо: Марков Георгий Поликарпович (брат В.П. Фоменко); его сын Борис Георгиевич Марков; его дочь Галина Георгиевна Маркова; Римма Маркова - невестка Георгия Поликарповича, то есть есть жена его сына Бориса; Берзин Георгий Фридрихович (муж Анны Поликарповны Марковой); Манекин Леонид Васильевич - муж Марковой Клавдии Поликарповой.

Полностью Воспоминания В.П.Фоменко (Марковой) можно прочитать в Интернете на сайте chronologia.org. Несколько десятков экземпляров мы с Таней раздали родственникам и близким знакомым.